Биография Г.Д. Красильникова

Г.Д. Красильников, 1985 г.Классик удмуртской литературы, прозаик, публицист, журналист, лауреат Государственной премии УАССР, один из руководителей Союза писателей Удмуртии Геннадий Дмитриевич Красильников занимает видное место не только в удмуртской, но и в многонациональной российской литературе. Созданные им романы, рассказы, пьесы, очерки, повести, статьи дают основание говорить об особом, красильниковском пути в развитии удмуртской прозы начала 1950-середины 70-х годов.

Он родился 7 июля 1928 г. в с. Алнаши Удмуртской АССР в семье крестьянина. После окончания средней школы работал в редакциях районной газеты «Алнашский колхозник», республиканского радио, газеты «Советской Удмуртия». С 1952 по 1957 гг. учился в Литературном институте им. А.М. Горького в Москве, затем жил и работал в родных Алнашах. В 1963 г. Г. Красильников был избран председателем правления Союза писателей Удмуртии; избирался депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета УАССР, был председателем Верховного Совета Удмуртии, секретарем правления СП РСФСР. За активную общественную и творческую работу Г.Д. Красильников награжден орденом «Знак Почета», ему присуждена в 1972 г. Государственная премия УАССР. Член Союза писателей СССР с 1957 г. Был делегатом писательских съездов СССР, РСФСР с 1958 по 1971 гг. Произведения Г.Д. Красильникова широко известны в стране, рассказы и повесть «Старый дом» переведены на украинский, татарский, коми, венгерский, чешский и другие языки.

Творчество Г.Д. Красильникова – предмет исследования не только российских, но и зарубежных исследователей (П. Домокош).

Г. Красильников – двуязычный писатель. Большинство своих произведений он переводил на русский язык сам. Рассказы, повести, романы, публицистические статьи Г. Красильникова печатались в лучших издательствах страны, а также в журналах « Дружба народов», «Урал», «Смена», « Советский воин», «Огонек» и др.

C женой в гостях у А. Оки и А.А. Карачева Алнаши, 1960 г.В первых рассказах, в повестях «Вуж юрт» («Старый дом»), «Тонэн кылисько» («Остаюсь с тобой») внимание писателя сосредоточено на судьбах молодых людей, становлении их характера, социальных проблемах, взаимопонимании отцов и детей.

Новым шагом в удмуртской литературе стал его остроконфликтный роман «Толсяська» («Пустоцвет», позже озаглавлен «Олексан Кабышев»), продолжение « Старого дома», в котором автор раскрывает отживающее в быту и в душах людей, уходящее под воздействием развивающейся жизни. Повесть и роман «Олексан Кабышев», составившие дилогию, явились значительным вкладом в советскую многонациональную эпическую прозу.

Последнее крупное произведение – новаторский роман «Арлэн кутсконэз» («Начало года») положил начало в удмуртской прозе жанру интеллектуального романа, выявил новые грани таланта Г. Красильникова. Автору удалось глубоко проникнуть в психологию героев-интеллигентов, полярных по своим идеалам, мировоззрению, нравственным принципам. Писатель обличал пороки приспособленцев, эгоцентристов, противопоставляя им носителей гражданского долга на материале национальной удмуртской жизни.

Г. Красильников впервые в удмуртской прозе сформулировал мысль о жизни как линии поведения человека. Образом Соснова решается проблема героического в судьбе личности: она в повседневных делах врача, и это – норма его жизни.

В 1971 г. вышел сборник рассказов «Кошкисез мед кошкоз» («Уходящий пусть уходит»). Рассказ, давший название сборнику, еще раз выявил авторскую позицию Г. Красильникова, твердо убежденного: поле отцов должны наследовать дети.

Творчество Г. Красильникова, создавшего свою изобразительную систему, свой стилевой поток в национальной литературе как художественной летописи жизни родного народа в середине ХХ века, современно и сегодня.

Человек и отчий дом, человек и земля, человек и труд, Родина – главные проблемы творчества этого талантливого писателя, общественного деятеля, ставшего классиком удмуртской литературы.